Экзистенциализм о страхе

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Во-первых, это идея о том, что существование предшествует сущности . Существование означает явление и становление, сущность же подразумевает статическую материю, не способную самостоятельно изменяться. Существование предполагает процесс, сущность относится к конечному продукту. Существование связано с ростом и переменами, сущность знаменует собой статичность и исчерпанность. Западная цивилизация, подкрепленная авторитетом науки, традиционно ценила сущность выше существования. Она старалась объяснить окружающий мир, включая человека, с позиций его неизменяемой сущности. Экзистенциалисты же, напротив, утверждают, что сущность людей состоит в их способности постоянно переопределять себя через выбор, который они делают.

Экзистенциальные страхи

Его отец довольно часто перевозил семью с места на место. Взаимоотношения родителей были сложными, поэтому жизнь в родительском доме была нерадостной. Кроме того, единственная сестра Мэя, старше его, страдала психозом и некоторое время провела в психиатрической больнице.

Ключевые слова: признаки экзистенциального выбора; ценности; отклоненные альтернативы; магистральный . свободы и ответственности, одиночества, смысла могут жизнью в качестве изолированного существа, это страх.

Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход в целом. Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, экзистенциальная психология есть психология человека недетерминированного.

На самом деле что человек есть существо одновременно и детерминированное, и недетерминированное. На нас действует масса факторов, внутренних и внешних, которые толкают нас в определенных направлениях и побуждают нас к определенному выбору. И достаточно часто большинство из нас этим влияниям поддается и действует предсказуемым, вычисляемым образом. Вся традиционная, позитивистская психология на этом стоит, как и очень большая часть клинической психологии. Существует, однако, по меньшей мере, два рода ситуаций в нашей жизни, в которых не срабатывает ни один из традиционных подходов.

Первые — это ситуации кризиса, краха в жизни, когда рушатся сложившиеся структуры, сложившийся жизненный мир, когда нет четких указаний и ориентиров, как действовать в этом мире. Эти ситуации традиционно описываются как пограничные ситуации в экзистенциальной философии или через понятие кризиса в клинической практике. Это ситуации, связанные с потерями, смертью близких, социальными катаклизмами, с ними приходится постоянно сталкиваться тем, кто работает с беженцами, мигрантами и т. Вторая группа ситуаций, в которых все традиционные психологические подходы тоже не работают — это ситуации обратные, когда все замечательно, человек достиг полного благополучия, успехов, как сыр в масле катается, но, тем не менее, не удовлетворен, ему что-то еще нужно, он к чему-то стремится.

Он выходит за пределы всех тех сил, которые на него действуют и хочет что-то, что не выводится из той системы требований, которые ему предъявляют.

Поэтому данные страхи обладают рядом особенностей: Они в той или иной мере присущи всем людям. Они спрятаны в глубине подсознания и поэтому не всегда осознаются человеком.

Экзистенциальная свобода тяжела и неотвратима. Свобода предполагает такие категории, как «страх», «отчаяние», «пограничная ситуация».

Фундаментальное различие между этими двумя динамическими подходами состоит в том, что формула Фрейда начинается с"импульса", в то время как экзистенциальная формула — с сознавания и страха. Как понимал Отто Ранк, эффективность психотерапевта значительно возрастает, когда он или она видит в человеке прежде всего существо страдающее и полное страха, а не движимое инстинктами. Эти четыре конечных фактора — смерть, свобода, изоляция и бессмысленность определяют основное содержание экзистенциальной психодинамики.

Они играют чрезвычайно важную роль на всех уровнях индивидуальной психической организации и имеют самое непосредственное отношение к работе клинициста. Они также служат организующим началом. В каждом из четырех разделов этой книги рассматривается одна из конечных данностей и исследуются ее философские, психопатологические и терапевтические аспекты. Для Фрейда исследование — это всегда раскопки.

С аккуратностью и терпением археолога он соскабливал слой за слоем психический материал, пока не достигал скальной породы фундаментальных конфликтов. Самый глубокий конфликт — это самый ранний конфликт. Таким образом, психодинамика по Фрейду обусловлена развитием,"фундаментальное","первичное" следует понимать хронологически: Соответственно, например,"фундаментальными" источниками тревоги считаются самые ранние психологические опасности — сепарация и кастрация.

Экзистенциальная динамика не порождается развитием. На самом деле ничто не вынуждает нас рассматривать"фундаментальное" то есть важное, базовое и"первое" то есть хронологически первое как тождественные понятия. С экзистенциальной точки зрения, глубоко исследовать не значит исследовать прошлое; это значит отодвинуть повседневные заботы и глубоко размышлять о своей экзистенциальной ситуации.

Экзистенциализм это:

Немного об истории Экзистенциальная терапия прежде всего как -анализ появилась в третьем десятилетии ХХ века в Европе как попытка заново осмыслить принципы повсеместно распространенного в то время психоанализа в контексте философии Бытия немецкого философа, основоположника современной экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера. Изначальная взаимосвязанность экзистенциальной терапии как практики психотерапевтической помощи с экзистенциально-философской традицией является одной из главных особенностей этой парадигмы современной психотерапии.

Нередко поэтому экзистенциальная терапия в контексте других психотерапевтических школ определяется как философский путь в психотерапии. С самого начала теория экзистенциальной терапии намного в большей степени опирается на философские учения, чем на психологические теории личности. Поиск опорных точек в философии прежде всего связан со специфической ориентацией терапевтических усилий.

В фокусе экзистенциальной терапии находится не личность клиента, ограниченная внутренней психической реальностью это считается только одним из аспектов терапевтической работы , а его бытие-в-мире , --- , то есть процесс жизни, разворачивающийся в самых разных контекстах.

Экзистенциальные страхи личности: Страх перед пространством, Страх Другими словами, мы можем обозначить эту тенденцию, как страх свободы.

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину. Экзистенциализм согласно Ясперсу возводит свои истоки к Кьеркегору , Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля [5].

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс , но бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха , отчаяния, безысходности. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Понимание человека[ править править вики-текст ] В экзистенциализме, согласно Р.

Мэю , человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, [7] который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу , отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты [8]. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование.

4. СТРАХ КАК ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ СВОБОДЫ

Тревожность и страх в экзистенциальной философии, психологии и психиатрии Общепризнанно, что наибольшее влияние на психологические и психиатрические разработки страха и тревоги оказали философия экзистенциализма и взгляды ее непосредственного предшественника — С. Как уже отмечалось и это подчеркивается едва ли не во всех современных работах, посвященных проблемам тревожности и страха , именно Кьеркегору принадлежит идея разграничения конкретного страха-боязни и страха глубинного, иррационального.

Кьеркегор трактует страх, тревогу, беспокойство, отчаяние как психологическое обоснование обращения человека к религии и религиозной нравственности.

Мы попросили экзистенциального терапевта, который не любит . «Бегство от свободы», описаны всевозможные способы.

В некоторой степени популяризации этого направления способствовало то, что такие его представители, как Ж-П. Марсель, будучи не только философами, но и писателями, воплощали свои философские идеи в художественных произведениях — романах, повестях, пьесах и т. Но в большей степени его популярности способствовала сама тема исследования — проблема человека. Мы знаем, что эту проблему ставили многие философы, но экзистенциалисты подходят к её решению совершенно по-новому. Основные представители экзистенциализма — М.

Ясперс Германия , Н.

Экзистенциально-Архетипическая Типология (ЭАТ)

Экзистенциальная тревога принадлежит к числу феноменов, которые наиболее отчетливо свидетельствуют о неустранимости экзистенциальных аспектов человеческой жизни. Не случайно именно с нее полтора столетия назад в классических работах Серена Кьеркегора начал свое поступательное развитие экзистенциальный взгляд на человека в мире. Прежде чем приступать к анализу собственно проблемы тревоги, обрисуем в основных чертах экзистенциальный подход, как он видится в ракурсе темы.

Экзистенциальная психология как психология человека необусловленного Если традиционная психология есть психология человека детерминированного, то экзистенциальная — психология человека недетерминированного.

мету страха проявляется его преимущество, экзистенциальный смысл и зистенциальную свободу именно благодаря прохождению через страх.

Кьеркегор различал два вида страха: и страх — боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние. Выводя состояние страха из невинности, Кьеркегор тем самым устраняет чувство вины из переживания страха.

Экзистенциальный анализ

Страх смерти мучительнее, чем сама смерть. Лабрюйер Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными событиями определенного индивида, а с самой сущностью человека. Поэтому данные страхи обладают рядом особенностей: Это, так сказать, их отрицательные стороны. Но, как всегда бывает в жизни, есть и плюсы. Экзистенциальные страхи можно разделить на четыре основные группы:

В новой статье из цикла"Теория и практика экзистенциально и есть пугающая свобода; и перед лицом этой свободы человек одинок, так Мелани Кляйн считает, что страх смерти лежит в корне всех идей.

Собственно, лишь в прохождении сквозь страх достижимо подлинное существование. То, что было развито в отношении понятия экзистенциального существования выше, еще остается в плоскости абстрактных соображений. Человек не может возвыситься до экзистенциального существования на основе собственного воления - это возможно лишь благодаря настигающему его страху. Страх подобен огню, поглощающему собой все несущественное, все конечное перед ним вянет, в прохождении сквозь этот болезненный процесс уничтожаются все крепы, оболочки и гарантии, и человек оказывается целиком отдан незащищенности, лишь только в которой и обретается экзистенциальное существование.

На деле страх подобен головокружению, делающему во всем человека неуверенным, но лишь в этой неуверенности открывается подлинное существование. Так, Кьеркегор может утверждать: Этим он хочет сказать следующее: Прежде он был ими несом, но теперь словно бы отторжен от них, теперь он целиком пирается на самого себя и лишь в выстаивании в этой окончательной покинутости открывает настоящую экзистенциальную свободу. Он обретает свободу лишь в страхе, и это не может совершиться никак иначе, нежели в прохождении сквозь страх.

Совершенно сходная мысль высказана у Унамуно в уже приводимом выше"Дон Кихоте": Людей нужно бросать посреди океана, выхватывая у них какую бы то ни было доску, чтобы они учились быть людьми и плавать" а.

Экзистенциальная психотерапия И. Ялома

Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться. Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?

Экзистенциальная терапия: динамическая психотерапия · Экзистенциальная Шизофрения и страх смерти · Экзистенциальная Часть II. СВОБОДА.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим. Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы.

Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию. Экзистенциальное одиночество Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине.

Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов. Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем.

Это обусловлено индивидуальным выбором.

Часть 2 Страх смерти.