ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ Ж.П. САРТРА

Истоки экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХХ в. Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: Война с фашизмом стала эпохой расцвета экзистенциализма. В своей основе экзистенциализм — это нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей. Принято делить экзистенциализм на религиозный и атеистический. Религиозная направленность экзистенциализма носит не конфессиональный характер, она близка к учению Толстого. Основная проблема экзистенциализма - проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Формирование мировоззрения Сартра, его философская концепция Жан-Поль Сартр - французский философ, представитель экзистенциализма так называемого атеистического его варианта , писатель, драматург и эссеист. Он также был общественным деятелем, участником Французского движения Сопротивления, в послевоенные годы - многочисленных демократических движений и организаций.

Философия экзистенциализма о человеке его бытии и свободе

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину. Экзистенциализм согласно Ясперсу возводит свои истоки к Кьеркегору , Шеллингу и Ницше.

А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля Камю считал экзистенциалистом даже Гуссерля [5].

Одиночество, страх смерти, свобода - вот те темы, которые будут основными в философии Жана-Поля Сартра, самой философии, которая.

Внимание автора сосредоточено не онтологической, а на антропологической проблематике. :"" -"" . , . Гегель и Сартр — два весьма непохожих философа. Каковы точки соприкосновения и точки отталкивания этих двух, столь различных, философских дискурсов? Насколько по-разному Гегель и Сартр говорят о человеке? Гегель и экзистенциализм Что касается гегельянских истоков экзистенциализма вообще и, в частности, экзистенциализма сартровского. Здесь Гегель говорит о том, каким образом можно охарактеризовать индивида конкретного человека.

Индивид, - утверждает Гегель, - не определяется ни внешним, ни внутренним: Оно — ничто, пока если не реализовалось в действиях и поступках. И физиогномист, с точки зрения Гегеля, в принципе неверно ставит перед собой задачу, пытаясь проникнуть во внутренний мир человека, глядя на черты его лица. Человек определяется своими действиями.

Кьеркегор различал два вида страха: и страх боязнь дат. , который вызывается конкретным предметом. Человек конечен и знает об этом, поэтому в отличие от животного испытывает страх перед Ничто. Страх порождает этическое и сопровождает этическое состояние.

Жизнь и творчество Сартра были наполнены поиском истины и Сьерен сознался, что для него «Страх - есть головокружение.

Таким образом это будет возвращение к автору, но без претензии на истину, если под истиной понимать исключительно сартровское понимание проблематики. Истинный сартризм невозможен хотя бы уже по той причине, что Сартр умер, и никто из нас не является Сартром. Перед нами стоит задача восстановления относительно текста общего направления мысли Сартра. Что касается автора этого текста, то для него сартровкая мысль уже является включенной в метод, поэтому все изложенное далее — это та часть метода автора, которая в наибольшей степени опирается на философско-социальную мысль Сартра и ее интерпретацию.

Для того, чтобы правильно интерпретировать некоторые моменты поздней сартровской теории если угодно — социально-политического этапа его творчества необходимо вернуться к началу, к онтологии . Сартра принято называть одним из крупнейших философов атеистического направления французского экзистенциализма. И это подводит нас к требованию определению философии экзистенциализма. Наиболее простым является определение экзистенциализма через сентенцию о том, что существование предшествует бытию.

Феномены есть нечто данное нашему сознанию и при этом они наше сознание и есть.

Вы точно человек?

Перечитываем эссе великого философа и разбираемся, что он имел в виду. Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния. Жан-Поль Сартр Абсурд, свобода, отчаяние, отчуждение, одиночество — все эти понятия прочно вошли в систему философского знания и культурную парадигму века вместе с экзистенциализмом, самым противоречивым и самым мощным учением последнего столетия.

Можно долго размышлять о том, что основные положения экзистенциализма восходят к идеям Кьеркегора, Шеллинга и Ницше кто-то даже Достоевского записывает в предшественники — ведь именно он заговорил о мире без Бога, который по сей день пытаются постичь экзистенциалисты , однако факт остаётся фактом: У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может. В общем-то, именно из-за чрезмерно резкой критики романа и обвинений экзистенциалистов в проповеди сатанинской беспросветности Сартру пришлось выступить в году с лекцией о том, какое это на самом деле красивое, сильное и честное учение, призывающее индивида выдержать отчаяние, выстоять перед страхом неизвестности и, несмотря на отсутствие смысла, создать его и состояться как человек.

Психоанализ риторики Другого в творчестве Ж.-П. Сартра: Холокост, Вторая в массах вызывала страх у французских правых партий в Парламенте.

Кафка только ставит проблему абсурдного мира, то в творчестве А. Сартра абсурдный мир - это точка отсчета. Жан-Поль Сартр — преподаватель философии, участник Сопротивления перенес фашистский плен , интеллектуал, последовательный в своих убеждениях принципиальный человек. Свободный от ярлыков, от ангажированности, он ставит свободу в центре своего понимания абсурда. Как говорил сам Ж. Если хотите узнать идеи экзистенционализма, очень удобно читать этот роман, он как учебник. В форме дневника, но дневник особого рода: Вы читаете этот дневник, вы закончили его читать, и вы ничего не знаете о человеке, авторе этого дневника Антуан Аркантен.

Дневник не личности, а существа. Человек вдруг без видимых на то причин начинает как-то иначе смотреть на мир вокруг и на себя самого. Он живет обычной жизнью и вдруг ловит себя на мысли, что мир как будто на кусочки рассыпается, привычные вещи становятся непривычными. По мнению Сартра, мы все являемся вещами. Рокантен ведет дневник, в котором описывает озарения — моменты, когда обнаруживает абсурд.

В романе мир предстает как бессмысленная, агрессивная, засасывающая масса вещей.

Жан-Поль Сартр о любви. Г. Я. Стрельцова

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня.

Жан-Поль Сартр О ГЕНОЦИДЕ Теперь вопрос состоит не в том, чтобы внушить страх, а в том, чтобы физически уничтожить народ. А так как это.

Ухта Федотова Людмила Фёдоровна научный руководитель, старший преподаватель кафедры философии и методологии образования,Ухтинского Государственного Университета, РФ, г. Ухта Французский философ Жан-Поль Сартр является одним из самых ярких представителей атеистического экзистенциализма. В рамках данной работы мы сделаем попытку раскрыть его основные философские воззрения, как представителя данного направления. Экзистенциализм начал зарождаться в начале 20 века и всего за несколько десятилетий добился широкого признания.

Важную роль в экзистенциализме сыграло острейшее чувство одиночества и покинутости, оставленности Богом. Тогда казалось, что смысла ни в чем больше нет, что мир - ловушка и что бы человек ни делал - всё будет ошибкой. Экзистенциализм направляет общество на борьбу личности со всяческими проблемами нашей цивилизации, защищает наш разум от разочарований. Сторонники экзистенциализма считают главной проблемой — проблема человека, а чтобы человек смог выстоять в этом мире, он должен иметь представление о своём внутренним мире, о своих способностях и возможностях.

Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм

Страх может быть вызван внешними обстоятельствами, представляющими угрозу для жизни; в этом случае предмет его вполне конкретен, и такой страх можно охарактеризовать как психологический. Но существует страх другого рода — метафизический, предмет которого не может быть ясно определен, так как не имеет внешнего источника и вызывается внутренними причинами. Метафизический страх родствен страху религиозному, мистическому.

метода Сартра. Основные аспекты самой философии писателя освещены с позиции литературной кри- тики. . начинают вызывать страх у Гарсэна.

Жан-Поль Сартр о любви. Если несколько упростить рассуждения Сартра в 3-й главе части его трактата, ход мысли таков: К тому же на него со всех сторон ополчаются конкуренция, корысть и зависть. Любовь разочаровывает, ускользает, выявляется амбивалентность любви и ненависти. Сартр посвященная в основном свободе человека, она затрагивает и сферу любви. Все другие отношения например, сотрудничество, борьба, соперничество, соревнование, повиновение, признательность, восхищение и др.

Прежде всего, Сартр фиксирует неизбежность отчуждения всех человеческих отношений уже в силу того, что каждый человек есть субъект и объект одновременно. Как субъект он активен и свободен, но как объект он — предмет желаний Другого и средство реализации его целей. Амбивалентность всех человеческих отношений усугубляется тем, что Другой — не только отрицательная граница моего бытия, но и положительное условие его реализации, в более широком смысле — его горизонт, а иногда и его цель, как это бывает в любви.

С этим Сартр связывает фиаско такого отношения к Другому, как ненависть, посредством которой пытаются защитить и обезопасить себя от него. Но в том - то все и дело, подчеркивает Сартр, что смерть Другого — это не победа, а поражение ненависти, ибо Другой необходим для меня. Сартр делает вывод о принципиальной бесполезности ненависти. Садист в принципе не может достичь своей цели, потому что духовная свобода его жертвы сохраняется и при полном отчуждении ее тела.

Та же печать ущербности и амбивалентности лежит и на чувстве любви, в трактовке Сартра.

DASEIN и структуры смерти